Главная » 2011»Январь»9 » » Вокруг Балтийского моря на катамаране. В поисках приключений?
18:35
» Вокруг Балтийского моря на катамаране. В поисках приключений?
Много лет я читала
лекции на океанологическом факультете Российского государственного
гидрометеорологического университета (РГГМУ) в Санкт-Петербурге.
Обычно, в летний период студенты-океанологи проходили летнюю полевую
практику на гидрографических судах и на парусном катамаране «Orients».
Попасть на практику на катамаран было непросто: ребята должны были
освоить морское дело, научиться управляться с парусами, постичь азы
навигации, а также окончить курсы водолазов. Для этих целей в РГГМУ
есть специальная лаборатория подводных исследований, где все желающие
могли в течение учебного года овладеть теми или иными навыками.
Катамаран «Orients» принадлежал нашему университету. На зимней стоянке
он находился в Стрельне (в пригороде Санкт-Петербурга). Обычно, в
межсезонье команда приводила судно в порядок: что-то надо было починить,
заново покрасить, отремонтировать паруса. Штатным сотрудником
катамарана был только один капитан, остальная команда – это бывшие и
настоящие студенты РГГМУ, которые занимались этим на общественных
началах.
Летняя практика на борту катамарана начиналась в
начале июня и заканчивалась в конце августа. Я и мои помощники
проводили летнюю практику со студентами, чтобы познакомить их с жизнью
моря: научить собирать пробы планктона и бентоса, определять
растительные и животные организмы.
Устройство катамарана Прежде, чем перейти к описанию наших приключений в «кругосветке» по
Балтике, я хочу кратко познакомить читателей с этом маломерным судном.
Оно состояло из двух поплавков, длина каждого около 10 м. Поплавки
соединялись между собой мостом шириной 6 и длиной 5 метров. Остальное
пространство между поплавками было затянуто сеткой, и использовалось как
дополнительная поверхность для хранения парусов, канатов и всяких
других важных вещей. В центральной части палубы расположена мачта и гик,
куда крепились паруса с помощью стоячего и бегучего такелажа. В
кормовой части судна располагался румпель, к которому с помощью рычагов
были присоединены два пера руля на каждом поплавке. Никакого мотора на
катамаране не было, он ходил только под парусами и галсами, если нужно
было «поймать ветер».
Катамаран "Orients", вид сверху (Фото: Тина Хеллвиг, личный архив)
Мир катамарана был спрессован до предела, на счету был каждый
сантиметр. Максимальное количество людей для долговременного путешествия
на катамаране – 12 человек. Спальных мест всего 9. Обычно 3 человека
находились на палубе катамарана на 4-х часовой вахте, остальные в это
время либо отдыхали, либо готовили еду, либо проводили полевые
исследования.
Имелись 4 небольшие каюты для отдыха: две –
трехместные (их называли почему-то «бунгало») в кормовой части каждого
поплавка. Там можно спать как в палатке: члены команды заползали туда
по очереди, и покидали помещение таким же образом. В левом поплавке
имелась двухместная каюта с полками друг над другом, и в носовой части –
одноместная, но там можно было спать только в полный штиль, поскольку в
штормовую погоду вода проникала через верхнее окошко, и можно было
проснуться от неприятного холодного душа.
"Бунгало" - каюта на троих (Фото: Тина Хеллвиг, личный архив)
В левом поплавке располагалась также миниатюрная кают-компания,
которая служила одновременно и столовой. Рядом находился маленький
камбуз с двухкомфорочной газовой плитой, двадцатилитровым контейнером с
водой, а чтобы из крана текла вода, надо было нажать кнопку. При входе
в поплавок была встроена небольшая кладовка, где ребята оборудовали
туалет. Он был настолько миниатюрным, что невозможно было сделать
лишнее движение. А когда была на море качка, то посещать этот «уголок
уединения» было очень проблематично.
В правом поплавке
располагалась навигационная рубка с приборами, картами, GPS системой и
рацией. В этом поплавке размещались также кладовки, где хранилось
оборудование катамарана, паруса, водолазные костюмы, акваланги и
водолазная помпа.
Следует еще упомянуть об одной замечательной придумке. На палубе
была большая металлическая балка, полая внутри. Она выполняла 2
функции: служила для соединения поплавков, а внутри нее хранился запас
пресной воды на 5 дней автономного плавания при полной загрузке
катамарана. Теперь, я думаю, что вы понимаете, что длительное плавание
на таком судне – занятие не для слабых. Но об этом я узнала значительно
позднее…
А теперь вернемся в тому моменту, как я попала в тридцатидневный круиз по Балтийскому морю на борту катамарана «Orients».
Заманчивое предложение Как-то в начале лета 1991 мне позвонил заведующий нашей кафедрой
Юрий Иванович Ляхин и попросил зайти к нему. В назначенное время я
пришла и увидела рядом с Юрием Ивановичем симпатичного человека,
которому я тут же была представлена. Это был Алексей Всеволодович
Некрасов. За чашечкой чая у нас состоялся необыкновенно интересный
разговор. Алексей Всеволодович подробно расспросил, кто я, откуда, чем
занимаюсь в университете. Вероятно, его удовлетворили мои ответы, что я
морской биолог, работаю в вузе, где читаю студентам несколько курсов
лекций. После этого произошло то, о чем я буду помнить, наверное, всю
мою жизнь. Алексей Всеволодович спросил меня, не хочу ли я принять
участие в экспедиции по Балтийскому морю на борту парусного катамарана
«Orients». Я на мгновение потеряла дар речи, настолько мне это казалось
фантастическим и великолепным. Конечно, я тут же согласилась!
Рейс должен был начаться где-то в средине августа и продлиться около
месяца. Основная цель нашей экспедиции состояла в том, чтобы принять
участие в работе Международного Симпозиума Морских биологов Балтийского
моря, который проводился в конце августа в Хельсингоре (Дания).
Начальником экспедиции был профессор А.В. Некрасов. В плавании должны
были также принять участие: «штатный экипаж», заведующий лабораторией
подводных исследований, несколько студентов и студенток, ну, и я, всего
12 человек. К слову сказать, я не имела ни малейшего опыта хождения на
таких маломерных судах.
Подготовка к рейсу шла полным ходом.
Ребята приводили в порядок катамаран: что-то чинили, красили, шили
новые паруса. Алексей Всеволодович был занят оформлением всех бумаг,
получением виз, составлением списков того, что надо было закупить в
долгий путь. Это была большая, ответственная и очень напряженная
работа. Времени на подготовку всего было очень мало, студентам надо
было срочно получить загранпаспорта. Хорошо, что у меня в ту пору
оказался действующий служебный загранпаспорт синего цвета.