Морские круизы всегда считались оптимальным выбором для туристов,
желающих за один отпуск побывать сразу в нескольких странах. А с тех
пор, как круизы перестали представляться несбыточной мечтой для
российских туристов, на борту лайнеров почти любой круизной кампании
можно встретить и наших соотечественников. Впрочем, став более
доступными, круизы пока еще остаются не совсем привычным видом отдыха и
вызывают немало вопросов.
Как правильно выбирать круиз, лайнер, каюту?
Вне зависимости от размера, все крупные лайнеры предоставляют основные
виды услуг: размещение, питание, экскурсии в портах, развлечения на
борту. О стандартах обслуживания можно судить по классу лайнера
(«стандарт», «премиум» и «люкс»).
Наилучший сервис
предоставляют на кораблях, где на одного члена команды приходится не
более двух пассажиров. Если для вас важное значение имеют комфорт и
сервис, то стоит выбрать более высокий класс лайнера и тип каюты,
возможно, пожертвовав продолжительностью круиза. Если же вы хотите
больше увидеть за меньшие деньги, то можно остановиться на более
скромных условиях размещения.
Продолжительность круизов
составляет обычно от 7 до 14 ночей (хотя есть и менее, и гораздо более
длительные путешествия), и для первого опыта лучше остановиться на
непродолжительном варианте.
Какие в круизном туризме существуют скидки и накрутки?
Практически все крупные компании предлагают скидки за раннее
бронирование (обычно этот срок - полгода и более). При этом вы ничем не
рискуете - до наступления штрафных санкций можно отказаться от брони и
получить назад заплаченные деньги. Многие крупные компании имеют
программы «лояльных пассажиров» (т.е. предлагают скидки для вторично
путешествующих с ними туристов). Все круизные компании дают скидки
третьему (четвертому) пассажиру в каюте.
Никаких «накруток» в
уважающей себя компании не бывает. Однако в ряде случаев могут быть
повышены тарифы. Это касается портовых сборов, правительственных пошлин
и налогов. Их размеры устанавливаются правительством каждой страны и не
являются компетенцией круизной компании.
Кроме того, в
круизной индустрии широко распространены «чаевые». В среднем, размер
чаевых - около $10 с пассажира за сутки. На одних кораблях конверты для
чаевых вам положат в каюте в последний день круиза, на других - чаевые
будут автоматически добавлены к вашему бортовому счету. Кроме того, 15%
чаевых автоматически добавляются к счету при заказе в баре.
Какие дополнительные траты ожидают нас на борту?
Если вы пользуетесь платными услугами на борту, то в конце круиза вы
получаете подробный бортовой счет. Практически в любое время можно
заказать в каюту напитки и закуски. За дополнительную плату на
современных лайнерах предлагают оздоровительные процедуры в
СПА-центрах. Можно воспользоваться услугами салона красоты или
парикмахерской, сдать одежду в прачечную или химчистку. На большинстве
крупных лайнеров оборудованы казино. Везде есть бортовые магазины
беспошлинной торговли, разнообразные бутики, можно потратить деньги в
баре или ресторане (кстати, проносить спиртные напитки на борт с берега
категорически запрещено!).
Кроме того, в стоимость круиза не входит стоимость береговых экскурсий.
Существуют ли какие-то льготы и ограничения для детей?
При размещении ребенка третьим или четвертым пассажиром все круизные
компании предлагают значительные скидки. Возраст, до которого пассажир
считается ребенком (13, 16, 18 лет), определяют сами компании. Есть и
такие компании, которые предлагают бесплатное размещение детей до 18
лет в каюте с двумя взрослыми.
Дети младше 6 месяцев (в
некоторых компаниях - младше 2 лет) на борт не допускаются. В целях
безопасности в круиз не допускаются и беременные женщины, срок
беременности которых на момент окончания круиза превысит 6 месяцев.
Как вести себя в портах захода?
Вы можете самостоятельно гулять по городу, в любое время выходя на
берег и возвращаясь на борт. Выход и вход происходит по бортовым
пластиковым картам. В тех случаях, когда лайнер не может подойти к
пирсу, в течение всего времени стоянки между кораблем и берегом
курсируют моторные катера.
Главное - вернуться на лайнер не
позднее, чем до полчаса до отплытия. Лайнер опоздавших не ждет, и
догонять его в следующем порту придется за свой счет.
Какую одежду взять с собой в круиз?
Для прогулок по палубе лучше всего подойдет обувь на низком каблуке и
нескользящей подошве. А в остальном, одежда и обувь для круиза ничем не
отличаются от экипировки на обычном курорте. Понадобится спортивная и
повседневная одежда. Для прохладных вечеров может пригодиться свитер
или куртка. Не забудьте также про купальник и головной убор от солнца.
Для ужина в ресторане подойдет свободная или полуформальная одежда,
однако проводятся приемы и с вечерней формой одежды.
Если предполагается посещение на берегу храмов и монастырей, следует взять с собой соответствующую одежду.
Как организована медицинская помощь на борту?
Медицинский центр для решения экстремальных или неотложных медицинских
проблем есть на борту каждого корабля. При необходимости бортовой врач
выпишет направление в клинику в ближайшем порту, в крайних случаях -
вызовет с берега вертолет. Стоит учесть, что медпомощь на борту -
платная.
В любом случае, все пассажиры обязаны иметь
медицинскую страховку. Следует также иметь в виду, что для посещения
некоторых стран необходимо сделать прививки и иметь на руках
свидетельства о наличии соответствующей вакцинации.
Можно ли избежать «морской болезни» во время волнения на море?
Большинство круизов проходят в теплых спокойных водах, много времени
корабли находятся в портах. Кроме того, лайнеры оборудованы
стабилизаторами качки. Но, конечно, на 100% гарантировать отсутствие
качки не может никто.
Лучшим средством от морской болезни
являются прогулки по открытой палубе лицом к ветру. На борту любого
лайнера найдутся таблетки от укачивания, в крайнем случае, врач сможет
сделать вам укол. Еще одним методом борьбы с морской болезнью являются
специальные браслеты, которые крепятся на предплечья и надавливают на
специальные точки.
А как обстоят дела в круизе с занятиями спортом и развлечениями?
На борту современных круизных лайнеров оборудованы многочисленные
спортивные площадки, фитнес-клубы, тренажерные залы, открытые и
закрытые бассейны (правда, нырять в них запрещено из-за небольшой
глубины). Имеется и джакузи с горячей водой.
Круг развлечений
на борту также широк и разнообразен. Это ежевечерние шоу, дискотека,
концерты. В течение дня проводятся множество игр, спортивных турниров,
конкурсов и соревнований. С детьми работают профессиональные тренеры и
аниматоры.
Как позвонить с борта лайнера по телефону и выйти в Интернет?
Большинство круизных лайнеров оборудованы прямой спутниковой системой связи.
Во время стоянки в порту можно позвонить и по радиотелефону.
Спутниковая связь более дорогая, но и более четкая, и продолжает
работать, когда лайнер находится в море. Стоимость минуты разговора
через спутник - от $5 до $15. Заплатить эту сумму придется и в том
случае, если позвонили вам.
Интернет-кафе есть на борту всех
европейских лайнеров. На многих из них есть возможность подключения к
Сети в каюте, а также беспроводной Интернет. Плата за Интернет в круизе
составляет в среднем 30-50 центов.