Помните
барона Мюнхгаузена? Его знаменитые путешествия - типичный пример хорошо
организованного фальштура. В рассказах Мюнхгаузена, например, о полете
на Луну были учтены все мелочи: от транспорта до технологии возвращения
на Землю и характеристик лунных пейзажей.
Так что же такое фальштуры?
Первоначально идея фальштура заключалась в том, что туристическая
компания должна продать клиенту мечту. Не турпакет (авиаперелет,
трансфер, отель и т.д.), а состояние, эмоциональный подъем, ощущения,
которые остались в памяти от реального или выдуманного путешествия.
Однако эту цель преследуют лишь 10% фальштуристов. Чаще всего
покупатель такого тура хочет произвести впечатление на окружающих.
Другие используют фальштуры в качестве алиби. Есть и третий вариант
использования фальштура. Для человека, у которого «и так все есть», он
будет незабываемым подарком. Допустим, вы пришли в соответствующее агентство заказать фальштур. И что?
Для начала выберите мечту - место, куда поедете. Далее просто
расскажите о себе, помогая менеджеру тура составить для вас
персональную программу. Потом согласуйте необходимый набор вещественных
доказательств и их качество: фотографии, сувениры и т.п. Да, Вам нужно
будет захватить с собой свои фото. Именно они и будут использованы в
фотомонтаже.
Проделав все вышеперечисленное, вы уходите,
захватив с собой яркий каталог о стране-«мечте». В назначенный день
возвращаетесь в агентство и узнаете о «путешествии», которое за это
время совершили. Кстати, в течение этого времени вы тоже можете
поучаствовать в создании легенды - например, походить в солярий,
изучить традиции выбранной страны.
И вот Вы, наконец, пришли
за своей мечтой. Специалист фальшагентства в красках опишет «ваши
собственные» впечатления и воспоминания о незабываемом турне. Вам
расскажут абсолютно все: как Вы получили визу, прошли таможню,
беседовали с администратором отеля на ломаном тарабарском языке, какого
цвета песок на пляже и как очаровательны туземки... Конечно, будет и
негатив - как же без него? Вы с дрожью в голосе расскажете своим
друзьям, что Вас укусила пиранья. И не без гордости достанете из пачки
подтверждающую фотографию. И конечно, вы не забыли привезти подарки для
родных и близких! Про каждый сувенир Вы сможете что-нибудь вспомнить:
где покупали, какую скидку выторговали.
Специалисты по
фальштурам говорят, что составить лжевояж можно в любую точку земли.
Даже Антарктида не станет особой проблемой: главное найти человека,
который там действительно бывал и всё у него хорошенько выспросить.
Кстати, Бразилия - самая популярная страна у фальштуристов.
Так как же создаются фальштуры? Сначала менеджеры агентства собирают
всю возможную информацию о стране пребывания. Всю, вплоть до мелочей из
истории и культуры страны. Собрать подобную информацию весьма трудно.
Каждое направление разрабатывают отдельно. В итоге должна получиться
своеобразная база данных «ощущений» по каждой стране. Подспорьем в этом
деле могут оказаться отзывы реальных туристов, размещенные на
специализированных сайтах (типа www.otzyv.ru, www.otdohnuli.ru,
www.turkey.ru и проч.), туристические форумы и клубы - в частности, в
Москве функционирует «Бразильский клуб».
Для подтверждения
любой, даже самой простенькой поездки, конечно, необходимы фотографии.
Для этого необходима другая база - электронный архив фотографий сельвы
Амазонки, аргентинской пампы, марсианских пейзажей и прочее. Кое-что
дарят вернувшиеся из реальных туров клиенты, что-то предоставляют
коллеги из других туристических агентств, а иные скачиваются из
Интернета.
Что касается сувениров, то, как правило, они
настоящие. Большую часть популярных подарков сегодня можно купить прямо
в России. Ну а то, что нельзя купить на родине, заказывают в «стране
происхождения» - в том числе через знакомых и туристов. Кстати, в
случае мнимого полета на Луну сувениры будут тоже настоящие: образец
лунного грунта (кусочек самого настоящего метеорита с Луны стоит 50-100
долларов), перчатка от обычного скафандра космонавта или
термокомбинезон, и т. п.
Однако стандартный набор
материальных подтверждений (фотографии, сувениры) хорош лишь для
приятелей или сослуживцев. В случае организации алиби перед второй
половиной необходимы дополнительные доказательства. Авиабилеты,
багажные бирки на чемоданах, чеки из отеля, - все, что сопровождает
обычную поездку. Но для настоящих профессионалов своего дела это не
проблема. Если нужно, Вас снабдят настоящим ворохом бумажек,
подтверждающих реальность Вашего путешествия.
Обычно
подготовка фальштура занимает одну-две недели, в зависимости от
сложности заказа. Причем, чем продолжительней сам фальштур, тем дольше
его будут готовить.
Базовая цена стандартного фальштура -
$600, в нее включены сбор информации и подготовка рассказа о
путешествии ($200), десять цифровых фотографий формата 1600X1200
($200), стандартный набор сувениров ($200). В случае организации алиби
цена фальштура увеличивается на стоимость настоящей поездки. И конечно,
возникнут дополнительные затраты на уникальные сувениры и подарки.
Социологи говорят, что фальштуры сегодня выполняют ту же роль «пыли
в глаза», что и нашивки с названиями западных фирм на отечественную
одежду 15 лет назад, и через некоторое время мода на них сойдёт на нет
сама собой. А Вы как думаете?