За полвека Барби сменила больше сотни профессий и невероятное количество нарядов. Лицо, прическа и фигура куклы также подвергались небольшим изменениям, но в основе всегда лежало сочетание детских черт лица (маленький носик и удивленные глаза) с недетской фигурой (внушительный бюст и тонкая талия). Создательница первой Барби взяла за образец немецкую куклу Лилли: одной из основательниц империи Mattel Рут Хэндлер понравилась идея куклы, которая станет для девочки не ребенком, а старшей подругой.
Барби образца 1959 года стоила три доллара, и в первые 12 месяцев только в США раскупили 350 тысяч таких игрушек. Довольно скоро заговорили о том, что Барби оказывает плохое влияние на подрастающее поколение. Эти разговоры не умолкают по сей день. Основных "пунктов обвинения" по-прежнему два: Барби формирует у девочек нереалистичные представления о женской красоте и превращает детей в чрезмерных потребителей.
Действительно, случается, что Барби становится для девочки идеалом красоты, и она делает все, чтобы стать на нее похожей. Зафиксированы случаи, когда 10-11 летние девочки начинали ограничивать себя в пище, чтобы похудеть. Барби 1965 года вышла в комплекте с крошечными розовыми весами, на которых значилось "110 фунтов" (50 килограммов). Для роста 176 сантиметров, который приписывают Барби, действительно, маловато. Ненависть к недостаткам собственного тела, приводящую к различным тяжелым последствиям, окрестили "синдромом Барби". Иногда подросшие поклонницы куклы-блондинки годами страдают от расстройств питания, в частности, нервной анорексией. Об опасностях нездоровой тяги к похудению сказано немало, и повторяться смысла нет, но далеко не всегда ее причиной является Барби. Вокруг современных девочек множество других образов "худых и популярных" женщин: от Кейт Мосс, которую они могут увидеть в журналах, до Киры Найтли, многие фильмы с которой предназначены для семейного просмотра.
Иногда, впрочем, дурное влияние Барби неопровержимо. Хрестоматийный пример – американка Синди Джексон, которую называют "живой Барби". К 45 годам она сделала несколько десятков пластических операций: сначала чтобы стать похожей на любимую с детства куклу, затем чтобы не потерять это сходство с возрастом. Она стала известной моделью, попала в Книгу рекордов Гиннеса и запустила собственную линию продуктов по уходу за кожей, но в СМИ ее чаще всего упоминают не как неповторимую красавицу, а как одержимую стандартами внешности невротичку.
|
Первые три выпуска Барби. Фото Сергея Бережного с сайта wikipedia.org |
Второй распространенный упрек в сторону Барби также небезоснователен: она действительно заставляет покупать. Можно приобрести для нее домашних животных (несколько десятков вариантов), платье (или двести платьев, в зависимости от готовности родителей тратить деньги), шкаф для одежды, бойфренда, автомобиль-кабриолет... Те жительницы России, чье детство пришлось на 90-е, никогда не забудут верх великолепия – двухэтажный розовый дом для Барби со съемной крышей. У Барби, как известно, есть все.По версии критиков куклы, когда ее поклонницы подрастают и начинают сами распоряжаться деньгами, они не могут отказать себе в очередной розовой футболке, мобильном телефоне или сумочке, в которую поместится только этот самый телефон и кредитка. В 1992 году вышла "говорящая Барби", которая произносила фразы типа "Нарядов много не бывает", "Обожаю шоппинг" и "Закатим вечеринку с пиццей?". Здесь, конечно, без комментариев: владельцы Mattel выслушали поток возмущенных речей по этому поводу еще 17 лет назад. В защиту Барби хочется сказать, что навязчивой рекламы, рассчитанной на молодых женщин, вокруг достаточно и без нее, и доказать, что обладание куклой в шестилетнем возрасте делает девочек более подверженными призывам покупать, довольно трудно.
Зачастую обвинения в адрес Барби доходили до абсурда: то 17-летняя студентка обратит внимание, что политкорректная кукла в инвалидном кресле не помещается в лифт в домике для Барби, то какой-нибудь психолог объявит, что мальчики, чьи старшие сестры играют в Барби, имеют больше шансов стать гомосексуалистами.
Приключения Барби в мусульманских странах тянут на целый роман: мало того, что светлокожая голубоглазая блондинка в принципе не напоминала арабских девушек, даже "ближневосточная" версия Барби с темными волосами там не прижилась. И не по воле девочек. Взрослые мужчины решили, что Барби подает плохой пример, поэтому на Востоке нужна своя кукла: в закрывающем голову платке и длинной юбке. На коробке куклы Фуллы, не имеющей никакого отношения к Mattel, написано, что она почитает родителей.
В 2004 году было объявлено, что Барби и ее давний бойфренд Кен разошлись. Производителей кукол тут же обвинили в том, что они хотят продать доверчивым детям отдельный дом для Кена и нового бойфренда для Барби. Представители Mattel ответили, что "огонь любви угас" и они ничего не могут с этим поделать.
В последние годы прибыль корпорации было сократилась: у Барби появились сразу четыре соперницы – созданные бывшим сотрудником Mattel куклы Bratz, которые стали значительно популярнее легендарной блондинки среди девочек в возрасте 6-10 лет. По-прежнему предпочитают Барби в основном 3-6 летние девочки. Долгий судебный процесс между Mattel и производителями Bratz MGA привел к тому, что Mattel удалось отсудить авторские права на новомодных кукол.
Судя по тому, что Mattel празднует 50-летний юбилей Барби с большим размахом, отказываться от куклы в ближайшие годы компания не собирается. "Барбимании" повториться уже не суждено, но эта игрушка стала такой же традиционной, как плюшевый мишка или желтая резиновая уточка для купания: она была в детстве почти у всех взрослых американок, и каждая купит такую своей дочери, не задумываясь о вреде или пользе от этой куклы. И даже если ее запретят продавать в Западной Вирджинии – долго ли съездить за покупками в соседний штат?
Юлия Савицкая