Калининград,
Калининградский учёный выступил в Литве против спекуляции на тему экологической безопасности при строительстве газопровода по дну Балтики. В Вильнюсе прошла солидная конференция дипломатов и экспертов по проблеме химического оружия, затопленного после Великой Отечественной войны в Балтийском море. Сегодняшний интерес к 30 тысячам тонн отравляющих веществ, покоящихся на дне Балтики, у наших соседей возник не случайно. Он напрямую связан со строительством подводного газопровода Nord Stream («Северный поток»). Как известно, только Россия и Германия заявили о проекте (вначале он носил название Северо-Европейского газопровод или сокращенно СЕГ), Польша и Литва сразу вошли в коалицию государств - противников газопровода. Прибалтийские страны считают, что строительство повредит захоронения химоружия и, как следствие, приведёт к экологической катастрофе.
"Отравы там нет"
В составе российских экспертов на литовском симпозиуме был наш земляк, директор Атлантического отделения Института океанологии РАН Вадим Пака.
- На эту конференцию прибыли эксперты в области химического оружия со всего мира – из Штатов, Канады, Японии, - рассказал «Комсомолке» Вадим Тимофеевич.
По словам учёного, официально конференция созывалась не по поводу газопровода, а по поиску путей международной кооперации в решении проблемы затопленного на Балтике химического оружия. Вместе с тем, отдельные заявления, что, дескать, опасно тянуть по дну Балтики трубы, на форуме звучали.
- Заявления некоторых экспертов, что строительство Nord Stream может настолько взбудоражить дно Балтийского моря, что воды немедленно будут отравлены, это, извините, чушь, - говорит Вадим Пака. - Почти бесполезно таких экспертов убеждать, что газопровод проходит в 30 километрах от мест захоронения. Оппоненты заявляют – откуда мы знаем, что отравы там нет. Ну, во-первых, действительно мы знаем все подводные свалки, поскольку ведём исследование на протяжении десятка лет. Во-вторых, есть не самая сложная и дорогая аппаратура, которая позволяет обнаруживать даже единичные снаряды. И вопрос проверить трассу, прогнав впереди эту поисковую систему, великолепно решается. Когда я общался со специалистами проекта Nord Stream, они продемонстрировали специального робота с 12-метровой штангой из немагнитного материала, на которой установлен десяток магнитометров, буквально прощупывающих дно Балтики.
Иприт ловят рыбаки
Вадим Пака считает, что, благодаря мягким илистым отложениям на дне Балтики и глубоким впадинам, где захоронены отравляющие вещества, мы, в принципе, можем позволить себе ничего не делать с химоружием:
- Зная химические свойства веществ, мы считаем, что мигрировать на поверхность моря такие вещества не будут. Да, можно с уверенностью говорить, что разгерметизация ёмкостей произошла, но то, что попало на дно и то, что имеет плотность выше плотности воды, можно поднять только насильно.
В первые десятилетия после захоронения были известны инциденты, когда отравляющие вещества выбрасывало на берег. Но это связано с тем, что некоторые контейнеры сохранили плавучесть. Например, какие-то ёмкости всплывали в деревянных обрешётках. Но эта неприятность уже произошла. А на протяжении последних десятилетий зафиксированы только выловы отравляющих веществ рыбаками. Причём, именно в тех районах, где категорически не рекомендовано вести промысел. Места этих свалок обозначены на всех морских картах. Тем не менее, рыбацкие суда сами нарушают запрет.
Спекуляций всё меньше
- Однако потенциальная угроза даже от погребённого химоружия морской экосистеме и населению существует, - продолжил Пака. - Поэтому в моём выступлении на семинаре я предложил в качестве задачи для международной кооперации исследовать состояние различных образцов захороненного оружия и разработать безопасные технологии дезактивации опасных материалов на дне моря, не прибегая к их выборке и транспортировке.
Самый оптимальный вариант для экологии, по мнению учёного, - это аккуратно переместить опасные предметы с помощью специальных драг в небольшое число точек (логично собрать все эти разрозненные предметы вблизи нескольких обнаруженных в районе химической свалки затопленных судов, в трюмах которых весьма вероятно наличие химоружия, а затем обработать все это специальными реактивами и ждать завершения процесса гидролиза (читай: нейтрализации) отравляющих веществ.
СПРАВКА «КП»
В 1945 году химическое оружие нацистской Германии было передано в
качестве трофея странам антигитлеровской коалиции. Россия получила для
утилизации более 30 тысяч тонн отравляющих веществ, которые были
сброшены на дно Балтики в Борнхольмскую впадину на глубину 95 метров.
Район Балтийского моря — 55º 38´ северной широты и 15º 30´ восточной
долготы - к востоку от острова Борнхольм - обозначен на навигационных
картах как место захоронения химоружия.