Туристическая поездка на Новый год к теплому ласковому морю или на
альпийский курорт становится все более дорогим удовольствием. При общем
подорожании туров за прошедший год на 10–15% цена праздничных продуктов
выросла на треть, а то и наполовину.
Еще недавно Египет считался вполне бюджетным массовым направлением.
Четыре года назад поездка на семью из четырех человек в пристойный
четырехзвездочный отель на 10 дней новогодних каникул обошлась мне
примерно в 1800 долл. Причем по системе "все включено", а в стоимость
путевки вошло еще и празднование самого Нового года. Сегодня подобный
тур стоит почти 4 тыс. долл. Какой уж тут бюджетный отдых! По признанию
туроператоров, в целом за последний год цены на путевки выросли на
10–15%, что соответствует инфляции. Правда, они оговариваются, что это
не касается пиковых сезонов – к таким и относятся новогодние каникулы.
По их словам, нет ничего удивительного, что новогодние туры так дороги –
слишком высок спрос. Интерес россиян к зимнему отдыху за рубежом
растет, а туры на популярные направления раскупаются с лета. По данным
Ростуризма, выезд россиян за рубеж в первом полугодии 2007 года, когда
львиную долю составляют именно зимние поездки, увеличился на 31,3%. На
начинающийся зимний сезон туроператоры ожидают нового притока туристов,
что разогревает их ценовые аппетиты. Не важно, что перелет и отели на
месте либо не подорожали, либо подорожали на считанные проценты.
Благосостояние россиян растет, в 2007 году, по данным Росстата, зарплаты
выросли почти на четверть, что ведет к увеличению спроса на отдых за
границей и в самой РФ. Надо учесть и праздничные дни.
"Ценовая политика туроператоров поменялась примерно два года назад,
когда в стране отменили майские праздники и узаконены новогодние
каникулы. Спрос на новогодние туры колоссальный, и он растет. Мы не
можем его удовлетворить, хотя каждый год поднимаем все больше самолетов
по самым массовым направлениям. Этот спрос невозможно сбалансировать и
за счет переноса туров на другие даты", – сообщил журналистам на
пресс-конференции, посвященной предстоящему зимнему сезону, президент
компании "Натали Турс" Владимир Воробьев. Повышенный спрос – главный
стимул для роста цен, ведь ценовая политика туроператоров строится в
зависимости от рынка. "Например, в межсезонье тур может обойтись
значительно дешевле. Так, в Таиланд в начале ноября можно найти
предложения и за 500 долларов, тогда как только себестоимость
авиаперелета в эту страну обходится компании в 650 долларов", – уточнил
Владимир Воробьев.
По словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, в
этом году планируется увеличить полетные программы на массовые
направления. Например, в зимний Египет – на курорты Хургада и
Шарм-эш-Шейх – предусмотрено увеличение полетных программ на 50% по
сравнению с прошлым годом. Сразу три крупных оператора рассматривают
возможность поставить чартерные программы на египетский курорт
Марса-Алам, мало раскрученный на российском рынке. "Но и цены на Египет
нынешней зимой поднимутся, – уточняет она. – В основном за счет роста
цен на топливо и из-за увеличения доли в чартерной перевозке западных
воздушных судов, обслуживание которых обходится дороже. Кроме того, в
октябре египетские аэропорты повышают сбор за авиационное обслуживание
на 4 доллара с билета. А потом, возможно, последует еще одно повышение –
в начале ноября. В общем, стоимость турпакетов возрастет процентов на
15". Некоторое, но незначительное повышение цен, по ее словам, ожидается
и на туры в экзотические страны, такие как Таиланд.
По признанию самих туроператоров, на эти зимние каникулы москвичам вряд
ли удастся купить тур в Египет дешевле 1000 долл., а в Таиланд дешевле
1800. По словам Владимира Каганера, генерального директора компании TEZ
TOUR, особенно дорожают в этот период предложения в отели премиум-класса
и перелеты бизнес-класса. Тем не менее, по его словам, именно эти туры
раскупаются раньше всего, к началу ноября, как правило, остаются лишь
единичные предложения на Новый год такого класса. Правда, высокие цены –
это еще не гарантия, что вы попадете именно в тот отель, который
забронировали. Избавиться от овербукинга, по признанию самих
туроператоров, невозможно. Этому, конечно, может способствовать практика
квотирования мест в отелях, предоплата, но тут все-таки многое зависит,
по словам Владимира Каганера, от личных взаимоотношений туркомпании и
владельцев отеля.
Зато, по утверждению туроператоров, жителям регионов год от года все
проще улететь на Новый год на зарубежные курорты. Конкуренция побуждает
крупные туристические компании активнее выходить в регионы. Сегодня уже
существуют прямые рейсы на многие курорты из Екатеринбурга, Челябинска,
Перми, Новосибирска, Омска, Нижнего Новгорода. Это позволяет
туркомпаниям снижать затраты на авиаперевозку и соответственно стоимость
самого тура. Правда, и тут есть проблемы. Снижению стоимости
авиаперевозок в регионах пока мешает монополизм местных аэропортов.
"Вокруг аэропортов в регионах сложился пул авиакомпаний, которые держат
цены и не пускают новых перевозчиков. Аэропорты необходимо отделить от
авиаперевозчиков, и Росавиация уже занялась этим", – сообщил директор по
связям с общественностью авиакомпании "Трансаэро" Сергей Быхал. Что же
касается ссылок на дороговизну топлива, то пока, по его словам, этот
рост незначительный – около 15% за год. Значительно больше увеличились
затраты авиакомпаний на аэропортовое обслуживание, на авианавигацию. Тем
не менее он утверждает, что перелеты эконом-класса подорожали за год в
среднем на 9–11%. "Мы не видим оснований для более существенного
подорожания, если, конечно, не будет расти в цене топливо", – заявил он.
В целом этот год оказался для турбизнеса непростым – с 1 июля начало
действовать новое туристическое законодательство, а все туроператоры
должны были в срочном порядке обзаводиться финансовым обеспечением на
случай невыполнения ими взятых перед клиентами обязательств. Для
компаний, продающих туры только по России, банковские гарантии составили
500 тыс. руб., а для тех, кто работает с зарубежными направлениями, – 5
млн. руб. По мнению главы "Натали Турс", принятие закона пошло на
пользу рынку и способствовало развитию здоровой конкуренции. К тому же,
по мнению экспертов, с рынка ушли неработающие компании. Так, до 1 июля
было выдано около 10 тыс. лицензий, а на сегодняшний день в едином
федеральном реестре Ростуризма зафиксировано около 4,5 тыс.
туроператоров.
Впрочем, нельзя не отметить, что такое сокращение в чем-то
поспособствовало росту цен – с рынка ушли демпинговавшие компании, что
на отдельных направлениях снизило конкуренцию.
Независимая газета
|